Версия для слабовидящих
Шрифты
a
a
a
Цвет фона
а
а
Фото
Вкл.
Выкл.
Полный сайт
Сергей Саликов
студент Кораблинского агротехнологического техникума, кинорежиссер и сценарист
«Работа в кино очень сложная, один бы я не справился. Мне говорят, что у меня талант, но я считаю, что этот самый талант без помощи ребят – ничто. Я благодарен всем тем, кто помогал, кто наставлял меня»

Не так давно в Кораблинской средней школе им. И.В. Сарычева состоялась премьера фильма «Дорогая награда» студента Кораблинского агротехнологического техникума Сергея Саликова. Сергей проделал огромную работу и замахнулся на чаплинские методы: сам срежиссировал, написал сценарий, выступил актером, оператором, монтажером, художником по костюмам и художником-постановщиком.

«Дорогая награда» в школе была встречена громкими овациями. Что самое важное: она отправится на конкурс «Золотой витязь» в Севастополь.

Автор поделился с нами взглядом за кадром и немного рассказал о своей истории с кинематографом:

– Идея возникла у меня еще весной. Хотелось рассказать о двух товарищах, которые вместе воевали в одном полку во время Первой мировой войны. После революции один подался к большевикам, а другой остался у белых, ушел адъютантом к Колчаку. Проблема была в том, что я не мог придумать продолжение этой истории, не вязался у меня сюжет, поэтому решил оставить этот проект.

Летом просматривал многосерийный фильм «Государственная граница», и идея загорелась новым огнем. До сентября работал над сценарием, искал костюмы, натуру, реквизит и актеров. Тогда планировал снимать со своим старым составом, с которым уже работал над картиной про вице-адмирала Головнина, а также над экранизациями по Булгакову и Чехову. К сожалению, их привлечь не удалось: кто-то переехал в Рязань, другие отказались ввиду занятости. Пришлось искать новых людей.

Состав потихоньку собирался, и вскоре мы приступили к съемкам пролога фильма, где рассказывается о простом солдате, унтер-офицере Русской армии, который за проявленное мужество получает Георгиевский крест. Он сохраняет его и в годы репрессий 1937 года, надев его, участвует в Великой Отечественной войне.

Солдата сыграл Илья Кандрашин. Он был одним из первых людей нового состава. Затем появился Алексей Рассказин, сыгравший штабс-капитана Русской армии и сотрудника НКВД в уставной форме.

После пролога действие фильма переносит нас в 1992 год. Сюжет разворачивается в детективном жанре. Здесь появляются дети офицера, сыгранные Ильей Кандрашиным и Викой Антоновой, затем – коллекционер Владимир Власов (Алексей Рассказин), корреспондентка местной газеты Татьяна Семенова (Диана Хромова), неизвестный гражданин, он же вор (Василий Унгуряну), и двое сотрудников милиции – следователь (Лев Рощин, сыгравший немецкого генерала и сотрудника НКВД в прологе) и его помощник (это я).

У нас также снялся Леонид Васильевич Шляпкин – ветеран трудового фронта в годы Великой Отечественной войны. Вопрос о привлечении к съемкам ветерана возник еще при написании сценария. Профессионально загримировать ребят под стариков я попросту не могу, поэтому было решено искать настоящего ветерана. Леонида Васильевича предложил мой отец.

Мы встретились, я рассказал ему о фильме. Что интересно: выяснилось, что отец Леонида Васильевича был участником Брусиловского прорыва и получил Георгиевский крест за мужество лично из рук Алексея Брусилова. Вот уж совпадение. Правда, крест, про который он мне рассказывал, давно пропал.
  
Снимали долго. То с погодой не везло, то люди были заняты. Сперва занялись прологом, потому что там было очень много натурных кадров, а после приступили к основной части. Съемки проходили в самых разных местах: дома у Леонида Васильевича, в сквере, были и сцены в павильоне (кабинет следователя и дом коллекционера).

В разные дни укладывались по-разному: порой за пять или семь часов, а порой и за все девять. Но все же результат стоил того.

Большой проблемой стали ордена и медали – некоторые муляжи брали в военторге, другие остались со старых съемок, немало пришлось делать самому из специального материала, похожего на глину, а потом раскрашивать вручную.

Похожие трудности возникли с костюмами. Несколько раз приходилось ездить в Рязань. Там я нашел френч, гимнастерку, галифе, фуражки и кокарды. И тут тоже работал вручную: некоторые атрибуты одежды делались из подручных материалов вроде картона, флиса, фетра и лент. Наверное, единственное, с чем мне действительно повезло, так это то, что удалось найти настоящие пуговицы Российской Империи. Их я пришил к френчу.

Этот фильм не задумывался как обычный детектив. В нем я старался показать судьбу простого солдата, коих было много, верно служащего Родине на протяжении многих лет, пережившего страшные репрессии. Кроме того, здесь есть мысль о том, что даже в трудные времена остаются люди, неравнодушные к проблемам других. Коллекционер стал собирательным образом жадного человека, который ради себя и своих интересов готов на что угодно, будь то обман или даже кража.

По завершении съемок мы занялись озвучкой. Все актеры, за исключением Вики и Дианы (не смогли присутствовать по семейным обстоятельствам), озвучили сами себя. В фильме они заговорили голосами Сони Зайцевой и Алины Костиной.

Хотелось бы также немного рассказать о моих отношениях с кинематографом.
Моя история с кино начинается с того момента, когда я создал первый мультфильм. Трудно, правда, назвать это полноценным мультфильмом – он скорее походил на набор фотографий. Потом были победы в различных конкурсах.

Первая победа открыла мне дверь в лагерь «Содружество», где у меня получилось раскрыться и снять первый фильм, который на лагерном «Кинотаврике» занял первое место. Собственно, так в мою жизнь и пришел кинематограф.

В лагере «Содружество» в Год кино я познакомился с режиссером Павлом Морозовым, который много рассказывал мне о процессе съемок, давал советы и указал на верный путь. Роман Балуев, оператор, тоже научил полезному: правильно выставлять свет, настраивать камеру, обучил искусству операторской работы.

Начал писать собственные сценарии и по ним же снимать фильмы. Естественно, большинство из них были небрежными, с множеством ошибок и недочетов. Постепенно эти ошибки сводились на нет.

Сначала снял три детективные короткометражки, потом увлекся постановкой рассказов Чехова, сделал фильмы по рассказам «Злоумышленник», «Хамелеон», «Шило в мешке», «Унтер Пришибеев», «Дипломат». Затем был Булгаков – «Тайна несгораемого шкафа», последний фильм с участниками самого первого состава. Пришли новые ребята. С ними сделали фильм про Головнина, затем очередная экранизация Булгакова – «Паршивый тип».

Работа в кино очень сложная, один бы я не справился. Мне говорят, что у меня талант, но я считаю, что этот самый талант без ребят – ничто. Я благодарен всем тем, кто помогал, кто наставлял меня.

Подготовил Никон Соломатин