Версия для слабовидящих
Шрифты
a
a
a
Цвет фона
а
а
Фото
Вкл.
Выкл.
Полный сайт
Варвара Кутузова
15-летняя пианистка
«Денис Мацуев решил посмеяться на вручении призов: «Вот на всякий случай тебе каска с фонарем, чтобы даже при выключенном свете всегда все было освещено»

В Рязанской филармонии в сопровождении Рязанского губернаторского симфонического оркестра выступили юные воспитанники Центральной музыкальной школы при МГК им. П.И. Чайковского − Варвара Кутузова (фортепиано) и Эрик Мирозян (кларнет).

Накануне Варвара Кутузова посетила рязанскую детскую музыкальную школу №1 и пообщалась с учениками, преподавателями и другими гостями, рассказав, как в 15 лет добилась больших высот, на своем примере показав, что талант, терпение и труд способны сотворить настоящее чудо.

Наш корреспондент Ирина Баранова тоже побывала на этой встрече. Вот, что она рассказывает.

С первых минут юное дарование показалось мне очень милой и хрупкой девушкой, но когда села за инструмент, я поняла, что это настоящая смесь силы, воли и характера. Так уверенно и легко исполнять произведения может только человек, посвящающий этому очень много времени, ибо за внешней легкостью стоят часы тренировок, победы над собой и огромная стойкость. Перед залом предстала не девушка-подросток, а уже взрослая состоявшаяся личность, которая знает, что хочет в жизни, и непременно этого добивается.

На встрече с юными музыкантами школы №1 и гостями Варя отвечала на интересующие их вопросы. Она поделилась историями о себе, своей жизни, родителях, концертах, учебе и многих других интересных вещах.

− Как произошло знакомство с твоим замечательным преподавателем по специальности? Как складываются ваши отношения, ведь вы вместе уже более 10 лет?

− Мое знакомство с музыкой, в первую очередь, связано с тем, что родители − музыканты, и уже с двух лет они начали возить меня на различные концерты, где я была просто заворожена музыкой. Родители это заметили и отдали меня в центральную музыкальную школу при московской консерватории, где я и познакомилась со своим преподавателем. Это было очень смешно: приводят меня, маленькую, в класс, у меня волосы всегда были кудрявые, а тогда еще и очень короткие. И она, увидев меня, говорит: «О привет! Ты тоже кудрявая? Я тоже кудрявая! Давай знакомиться. Меня зовут Нина Алексеевна…» Я поиграла на пианино и попала в ее класс, где мы работаем вместе уже более 10 лет. Она мне как вторая мама, а школа – второй дом.

– Как устроен твой обычный будний день в музыкальной школе?

– Все происходит по-разному. Многое зависит от количества концертов в месяц, потому что в школу сейчас я хожу довольно-таки редко. Буквально шесть дней назад вернулась из Швейцарии, до этого было три концерта в Вене, после чего приехала в Москву и все это время сдавала уроки, так как скоро конец четверти, а у меня накопилось очень много долгов. Педагоги очень требовательные, и мне приходится сдавать, как и обычным ученикам. Поэтому в данный момент свободное время посвящаю урокам.

– А сколько в день занимается ученица центральной музыкальной школы?

– Этот вопрос мне задают постоянно. Я считаю, что качество игры не зависит от времени, потраченного на занятия. Можно сесть за рояль рано утром, встать поздно вечером, и это будет бессмысленно, так как продуктивными из них будут только два часа. А можно сесть и за три часа сделать очень многое.

Я всегда занималась по-разному. Когда была маленькой, сидела где-то три часа максимум, потому что больше не выдерживала. Сейчас, если у меня выходной день, когда не нужно ходить в школу, я занимаюсь почти целый день, потому что в обычные дни у меня не всегда хватает на это времени.

– В 6 лет ты впервые выступила с камерным оркестром, а свой первый сольный концерт сыграла в 8 лет в Москве, и с тех пор постоянно выступаешь на крупных сценах российской столицы, в числе которых залы консерватории, филармонии и Дома музыки, Большой театр и Государственный Кремлевский дворец. Активно гастролируешь по своей стране и за рубежом. В числе ярких проектов – выступление на съемках телепередачи «Что? Где? Когда?». Ты играла там с Денисом Мацуевым в четыре руки «Итальянскую польку» Рахманинова, и с этим выступлением связана очень интересная история.

– С Денисом Леонидовичем у меня связано много интересных историй, потому что он очень спонтанный человек. Как-то раз, когда у меня было первое выступление с Владимиром Спиваковым, за час до этого концерта звонит Денис Мацуев и говорит: «Варя, через два дня играем «Итальянскую польку» в четыре руки, так что учи». В итоге в назначенный срок мы уже вместе играли эту польку, и все прошло прекрасно.

– Есть другие увлечения, помимо музыки?

– Конечно. Я обожаю кататься на велосипеде, читать, танцевать, правда не всегда получается всем этим заниматься.

Также стараюсь встречаться с друзьями. Они, как и я, музыканты, например, Эрик Мирзоян. Хотя из-за наших постоянных гастролей организовать эти встречи бывает очень непросто.

– Среди различных подарков на фестивале Дениса Мацуева, который состоялся в 2016 году, ты получила строительную каску с фонариком. Расскажи, пожалуйста, эту историю.

– Да, там была интересная история, в какой-то мере даже очень веселая, ведь каску Денис Михайлович подарил мне не случайно. На первом туре мы выступали в зале, который был только отремонтирован. Было очень холодно, и зал еще не успел прогреться, а мы были первые, кто выступал там после ремонта. И именно на мне, на самом сложном произведении в программе, погас свет, и наступила полная темнота, продолжавшаяся где-то секунд пять. Оператор, стоявший в этот момент у рояля и снимавший мое выступление, подумал, что, если он включит вспышку, этим самым поможет мне играть. В итоге у меня возникли блики в глазах, клавиатура стала темной. Произведение быстрое, с разными скачками. Не знаю, каким образом я не остановилась и не ошиблась ни разу. У меня в голове еще были странные мысли о том, что так проверяли всех ребят на смелость и выносливость, потому что я приехала только к началу своего номера и не видела предыдущие выступления.

В общем, было очень весело. А Денис Леонидович решил посмеяться на вручении призов: «Вот на всякий случай тебе каска с фонарем, чтобы даже при выключенном свете всегда все было освещено».

– Что ты делаешь, когда ошибаешься во время игры?

– Конечно, такие случаи были в практике у каждого. Всем сидящим в зале я советую не думать: «Какой кошмар, я ошибся, выступление отвратительное». Нет, ни в коем случае не надо даже подавать виду, что ты где-то ошибся. Нужно преподнести это так, как будто вообще ничего такого не произошло, и зритель не поймет, что что-то прозвучало не так. Собственно говоря, я всегда так и поступаю в таких случаях.

– Какая твоя любимая пьеса?

– За последние полгода я безумно полюбила современную музыку, а именно концерт Щедрина. Я просто обожаю эти произведения и уже с нетерпением жду репетицию, которая будет сразу после этой встречи. Также очень нравятся произведения Прокофьева.

– Ты помнишь, как тебя пригласили на первый конкурс?

– Самые большие впечатления связаны у меня не с первым конкурсом, а с «Щелкунчиком», где я получила приз зрительских симпатий, и с «Grand Piano Competition», где, собственно говоря, я и познакомилась с Денисом Мацуевым, получив от него в подарок ту каску.

– Какой твой любимый цвет?

– Сейчас я люблю черный и бордовый. Также нравятся красный и цвета постельных тонов.

– Ты волновалась при поступлении в музыкальную школу?

– Да, немножко волновалась, хотя, когда уже вышла перед комиссией, волнение абсолютно пропало, и я даже умудрилась там поспорить с преподавателями. Мне очень хотелось сыграть еще одно произведение, но мне сказали, что первого было вполне достаточно. Я до последнего стояла на своем, уговаривая послушать меня еще раз. Никогда не забуду, потому что это было очень забавно.

Ирина Баранова