Версия для слабовидящих
Шрифты
a
a
a
Цвет фона
а
а
Фото
Вкл.
Выкл.
Полный сайт
Янина Исаичкина
актриса Театра им. М.А. Булгакова, профессиональный тифлокомментатор
«Актеры стараются погрузить зрителей в атмосферу спектакля: по воздуху разносятся ароматы, на зрителей дует ветер, капает вода. Некоторые предметы, о которых идет речь, они могут подержать в руках. Важную роль играют звуковые эффекты: актеры делают их либо сами, либо при помощи подручных средств – бутылок, бумаги, ножниц. Что вы представляете, когда слышите слово «театр»? Балконы и партеры, бархатные кулисы, изысканные костюмы и потрясающая игра актеров…»

А что, если спектакль не видеть, а чувствовать? Чувствовать дуновение ветра, запах моря, слышать голоса героев, но при этом не видеть абсолютно ничего? Именно о такой форме спектакля рассказала Янина Исаичкина, актриса Театра им. М.А. Булгакова, профессиональный тифлокомментатор.

– Наш театр любит пробовать разные и интересные формы. Однажды к нам пришла Ксения Дмитриева с идеей сделать аудиосказку для незрячих детей. Но режиссер Екатерина Негруца предложила для начала попробовать сделать спектакль. Но как показать его тем, кто видеть не может? Предстояла сложная работа.

Спектакли-невидимки – не просто театральная читка. Актеры стараются погрузить зрителей в атмосферу спектакля: по воздуху разносятся ароматы, на зрителей дует ветер, капает вода. Некоторые предметы, о которых идет речь, они могут подержать в руках. Важную роль играют звуковые эффекты: актеры делают их либо сами, либо при помощи подручных средств – бутылок, бумаги, ножниц. Что, как и где может звучать, прописывали вечером, после работы, а после воспроизводили в спектаклях, не используя фонограмму. Стоит отметить, что в спектакле с шестнадцатью персонажами может играть труппа всего из шести человек!

– Очень важно вводить зрителя в атмосферу постепенно. Если это школьный класс, то сперва мы услышим шелест тетрадей, скрип карандаша, потом звуки шагов, голоса… И так вплоть до просьбы через весь класс одолжить ластик. Когда атмосфера создана, можно начинать развивать сюжет, вводить персонажей.

Участники мастер-класса также примерили на себя роль актеров спектакля-невидимки, с помощью своих голосов создав атмосферу летней полянки и деревни. А чуть позже перевоплотились в зрителей, попав в шумное кафе с ароматами кофе и хлеба, атмосферу которого создали актеры театра «Переход».

Свой первый спектакль-невидимку ребята показали в московском интернате №1 для слепых, а потом отправились в другие города России. Труппа постоянно развивает свой проект. Например, появились спектакли в полной темноте, где актеры, чтобы передвигаться по залу, используют специально натянутые над головой веревочки с бусинами, обозначающими направления. Также в некоторых спектаклях играют полностью незрячие актеры.

– Мне хорошо, когда я этим занимаюсь,– делится Янина, - это любимое дело, где я могу пробовать себя как в основной профессии. Например, никогда не думала, что в тридцать лет можно сыграть семиклассницу или пожилую даму, используя только голос. Это театр возможностей, только без визуального ряда.

Чтобы для зрителя с нарушением зрения стали доступны классические спектакли и кино, в России начали возрождать тифлокомментирование, организованное еще в 1978 г. в Москве. Тифлокомментирование – лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны слепому (слабовидящему) без специальных словесных пояснений. Например, в театре слепому дают наушники с приемником, где тифлокомментатор в паузах поясняет зрителю, что происходит на сцене. Янина поделилась своим опытом работы в данном направлении. Зарубежные участники обратили внимание на то, что во многих странах такого движения еще нет.

Я обращу внимание на тифлокомментирование в Италии,– поделилась впечатлениями Арсана Ахметзянова, представитель Совета Молодых Российских соотечественников в Италии (г. Падуя, Италия). – Никогда не задумывалась о том, что это такой острый вопрос для людей, которые не видят. Тифлокомментаторы делают большой вклад, пусть даже для одного человека, но он не забыт обществом. Я обращу внимание даже в информационном плане, чтобы люди понимали, как это движение развивается в том или ином месте.

Виталина Романова