Как я стала носком в холодильнике, а потом – поэтом

С 11 по 15 декабря в Рязани прошла школа поэтов «#ТЫЖПОЭТ».

Когда я прочитала объявление о наборе в новую рязанскую школу «#ТЫЖПОЭТ», подумала, что это хорошая возможность вспомнить давно забытое увлечение – писать стихи.

К тому же руководителя школы Алевтину Белоглазову я знаю давно, и была уверена, что это будут полезные и продуктивные пять дней.

Собрались мы 11 декабря в пространстве коллективной работы «Точка кипения». Программу все уже знали, но это только подогревало интерес.

В первый день автор трех сборников и ведущая программы «#ВРИФМУ» на телеканале ТКР Мария Тухватулина (кстати, в прошлом корреспондент газеты «Молодежная среда») провела урок по теории поэзии. Мы стали вспоминать школьную и вузовскую программы по литературе – «анапест», «амфибрахий», «хорей» и прочую основу, а также поговорили о том, почему душевность – не признак хорошего стихотворения, откуда берет начало привычная всем форма стихосложения.

Получили и первое задание – написать сонет, самые бесстрашные могли попробовать себя в создании целого «венка». Бонусом обещали встречу с поэтессой Анной Ланской, которая поделилась списком не только полезных поэтических сборников, но и тематических пабликов. Домой ушли загруженные, но довольные и вдохновленные.

Проблема творческих людей в том, что они умеют красиво писать, но боятся выступать перед публикой, поэтому на второй день мы отправились на занятие к актрисе рязанского театра кукол Оксане Матвейцевой. И если на теории поэзии мы много писали, то на «Актерском мастерстве» даже не притронулись к блокнотам. Захожу в зал, сразу включаюсь. «Ты опоздала на четыре минуты, сменку взяла?» − с порога прозвучал вопрос. Ну, конечно, я ее забыла, и приходится в этом признаться. «Снимай кроссовки, оставайся в носках». Повинуюсь. Понимаю, что в сторонке постоять не удастся. Как мне что-то говорить перед публикой? Я имя-то свое забуду. А еще переживала, что попросят рассказать о себе. Безумно это не люблю. Все, на что меня хватит: «Здравствуйте, меня зовут Ирина».
Встаем в круг. Зачем? Дышать. Животом. И издавать какие-то звуки. А знаете, хорошо расслабляет. И нет сухой теории. Учебник – наше тело. В такие моменты понимаешь, как много о себе не знаешь.

«Пауза – это жизнь», – говорит преподавательница Оксана. Предложила отдохнуть. Участница взяла телефон и врезалась в стеклянную стену. И это уже не пауза, а точка. Зажатости пришел конец. Начались танцы: безудержные, легкие и расслабляющие. Сказали, что можно делать все, что пожелаешь. Одна из учениц просто легла, а я подняла руки к небу и подпрыгнула.

Следующая встреча – с радиоведущим Сергеем Гриматиным. Его дикции можно позавидовать. Говорит красиво и грамотно. Захотелось также. Он не стал нас томить и сразу рассказал, что хороший словарный запас – книги, книги и еще раз книги (известно, но напомнить нужно, мало ли кто-то забыл), а поставленная речь – ежедневные тренировки и чтение вслух (обязательно при этом нужно записывать себя на диктофон, чтобы услышать недостатки речи).
Никогда не думала, что у повествования есть стили. Оказывается, их три – образный (когда говоришь, сравнивая), литературный (говоришь красиво, связно и звучно) и театральный (играешь голосом и жестами). Задача – найти подходящий именно тебе. Сергей не только поведал, чем они друг от друга отличаются, но и сам продемонстрировал их тонкости и нюансы. Информации было более, чем достаточно, осталось переварить и применить на практике.

Очень запомнился мастер-класс Маргариты Носковой. Девушка – участница крупных молодежных форумов («Селигер», «Таврида», «Территория смыслов»), член жюри литературных конкурсов, а еще она − ас в импровизации. Именно благодаря Рите многие рязанские поэты познакомились с творческими соревнованиями, где важно формулировать не только емко и красиво, но и быстро. И нас она учила тому же. Спикер постоянно включала всех в работу: вот вам иероглифы – сочиняйте по ним текст, посмотрите на собеседника и напишите его биографию, а теперь представьте себя носком, закрытым в холодильнике, и придумайте его мысли. И на все дается по пять минут. Ну здравствуй, экспромт.

В последний день, 15 декабря, урок был недолгим, но емким. Поэт Наталья Динисова показала, как подбирать музыку к стихотворениям для выступлений, а заодно дала каждому индивидуальные рекомендации. Также прошло закрытие и подведение итогов, где участники показали, чему научились.

Не хотелось расставаться с ребятами: меня поддерживали, направляли и внимательно слушали. «Пауза – это жизнь», – снова вспоминаю я. Чем эта пятидневная «пауза» стала для меня – еще не понятно. Но, может, поймете вы, когда придете в Школу на следующий курс?

Ирина Баранова